Поп-музыка

Поп-музыка


Поп-му́зыка — направление современной музыки, вид массовой культуры. Является отдельным жанром популярной музыки. Основные черты поп-музыки как массовой культуры — простота инструментальной части, ритмичность, акцент на вокал.


Одной из причин возникновения П.-м. была реакция на усложнение популярной музыки и джаза, к-рые стали трудными для восприятия в качестве бытовой музыки. Предыстория П.-м. связана с распространением стиля "ритм-энд-блюз" (англ. rhythm-and-blues), сложившегося среди негр. населения дельты Миссисипи, а затем в Чикаго (1930-е гг.). Обычный 12-тактовый блюз исполнялся вокалистом и группой солирующих инструментов (гитара, иногда саксофон, электроорган) с максимальной интенсивностью звукового выражения, их поддерживал мощный ритмич. фон, основанный на тяжело акцентированной пульсации. Этот принцип получил название "биг-бит" (big beat). Атмосфера возбуждённости, сопутствовавшая исполнению в стиле "ритм-энд-блюз", активизировала аудиторию (в основном молодёжь), поддерживавшую исполнителей выкриками, хлопаньем, отбиванием такта. Широкую популярность приобрели развивавшие традиции сельского блюза Лайтнин Хопкинс, М. Уотерс, Блайнд Лемон Джефферсон и др., городского - Ти-Боун Уокер, Л. Джорден, Би Би Кинг, Р. Чарлз и др. Их творч. практика, а также практика джазовых оркестров (бэндов т.н. канзасского стиля, среди руководителей к-рых - Э. Кёрк, Дж. Мак-Шэнн, Э. Хоукинс), отличавшаяся подчёркнутой ритмич. пульсацией, привела к появлению в сер. 1950-х гг. коммерческого варианта "ритм-энд-блюза" - рок-н-ролла, быстро распространившегося в США и др. странах. Такие исполнители рок-н-ролла, как Б. Хейли, Ф. Домино, Ч. Берри, Литл Ричард и особенно Э. Пресли и "король твиста" Ч. Чеккерс стали кумирами подростков.